Запорожье — город на реке Днепр, административный центр Запорожской области Украины. Является одним из наиболее крупных административных, индустриальных и культурных центров юга Украины. Население — 774 тыс. чел. Речной порт и важный транзитный железнодорожный узел. Четвёртый по величине индустриальный центр Украины с развитым машиностроением, чёрной и цветной металлургией, химической и строительной промышленностью. Большое количество промышленных предприятий в черте города загрязняют городской воздух.
Благоприятный климат и удачное географическое положение Запорожья привлекали человека с незапамятных времен. Древнейшие стоянки первобытных людей в речной долине Днепра относятся к эпохе среднего палеолита.
История города начинается с возведения в XVIII веке крепости Александровская — одной из крепостей в цепи новой Днепровской оборонительной линии. Согласно планам российского правительства, крепости должны были защищать Российскую империю от татарских нападений. Одной из наибольших крепостей линии была Александровская, ее строительство завершилось к 1775 году. С самого начала существования крепости близ неё начал формироваться так называемый «фурштат» (от нем. vorstadt, «предместье»). В фурштате селились строители-крестьяне, каторжники, обслуживающий персонал, отставные солдаты. С первых лет правительство старалось превратить Александровск не только в административный, но и в экономический центр региона. Вокруг крепости на пустых землях были выделены земли немцам-меннонитам, которые основали около 23-х сёл.
Поселение развивалось, возрастала численность населения. В конце XVIII ст. через Александровск шли товары для строительства Херсона и Черноморского флота, что превратило городок в значительный транспортный узел.
Толчком к развитию Александровска стало строительство через город железной дороги. С завершением строительства Лозово-Севастопольской железной дороги город превратился в один из больших транзитных пунктов по перевозке грузов, в первую очередь хлеба. Благодаря появлению с середины XIX в. в крае новых промышленных предприятий Александровск постепенно становится одним из основных центров сельскохозяйственного машиностроения. Значительное развитие приобретает мукомольная промышленность.
Накануне первой мировой войны население города достигло 63,6 тыс. человек, был построен водопровод, электростанция. В Александровске действовало 47 различных заводов и фабрик, четыре десятка ремесленных мастерских.
В течение Первой мировой войны в тыловой Александровск был эвакуирован ряд промышленных предприятий из прифронтовых территорий: из Варшавы — авторемонтные мастерские, завод акционерного общества «Борман, Шведе и Ко», из Петрограда — завод авиационных моторов, из Риги — проволочно-гвоздевой завод. С ростом военного производства, и прибытием большого количества беженцев и эвакуированных возрастает численность населения — в конце 1916 г. это уже 72,9 тыс. чел. После Февральской революции результаты выборов во Всероссийское и Украинское Учредительное собрания стали свидетельством того, что в Запорожском крае возрастала популярность как большевиков так и украинских социалистических партий, влияние других партий значительно уменьшилось.
На протяжении Гражданской войны власть в Александровске в 1917—1921 гг. принадлежала Центральной Раде, большевикам, снова Центральной Раде (установленной с помощью оккупационных австро-германских войск), Гетману П. Скоропадскому, Директории, белогвардейцам, махновцам и в конце концов завершилась победой большевиков.
В июле 1920 года Александровск стал центром Александровской губернии. В 1921 году Александровск был переименован в Запорожье. А в 1923 году город стал центром только что образованного Запорожского округа.
В условиях послевоенной разрухи жителям Запорожья приходилось восстанавливать свой город.
Сегодня Запорожье — областной центр Украины с населением 790 тыс. человек. По промышленному потенциалу город занимает 3 место на Украине. Продукция запорожских предприятий пользуется спросом не только в СНГ, но и в странах Европы.
Достопримечательности
Гордость Запорожья — остров Хортица, самый большой остров на Днепре. Здесь в 16 в. располагалась одна из сечей. Запорожская Сечь в течение XVI—XVII вв. была центром украинского казачества; сыграла значительную роль в истории украинской нации. В cеверной части острова находится музей истории Запорожского казачества. Отсюда открывается чудесная панорама на плотину ДнепроГЭСа.
На посёлке Верхняя Хортица находится знаменитый 700-летний дуб, к сожалению, начавший засыхать. Однако на нем есть несколько живых ветвей. Сухие ветви подперты столбами, вокруг дуб обнесен цепью. Диаметр ствола 6 метров 32 сантиметра, высота дерева — 36 метров. По легенде под ним запорожцы писали свое знаменитое письмо турецкому султану.
Неподалёку от железнодорожного вокзала Запорожье-I находится открытая в мае 1972 года самая длинная из украинских детских железных дорог. Ее протяжённость 8,6 километра.
В центре города расположен Проспект им. Ленина. Тянется он от вокзала Запорожье-I и до ДнепроГЭСа. Его длина составляет более 10,8 км.
Особыми также являются 2 двухъярусных моста через Днепр. Высота над водой — одна из наибольших на Украине, особенно со второго ж/д-этажа. С другого моста хорошо видны несколько незатопленных порогов и плотина. В начале ХХ века в Запорожье (тогда Александровске) функционировал мост, соединяющий правый и левый берег. Он долгое время считался самым длинным одноарочным мостом в Европе. Перед строительством Днепрогэса этот мост снесли.
Между правым берегом Запорожье и островом Хортица находится остров Байда. На острове проведено электричество, но добраться туда можно лишь на плавательном транспорте.