Запорожские казаки, а затем и донские казаки в XVI-XVII веках строили достаточю совершенные по тому времени суда, называемые Чайками. На Чайках, обладавших хорошей скоростью, они нападали не только на торговые суда, но и на отдельные боевые корабли. Чайка - беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Чёлн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10–15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4–6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта. |
Происхождение названия "Чайка" поясняют по разному. По одной версии это название происходит от птицы чайки (и действительно казацкая лодка похожа на эту птицу). По другой версии название “чайка” проходит от татарского “каик”-”чаик”, круглая лодка. Использовались и другие названия: “дубы” (изготавливались из дуба) и “байдакы” (“байдак” – судно).
Строение “Чайки” похоже на древнерусские “набой” (набивные лодки). Они также собирались из цельного дна, на котором крепились борта из досок. Кроме чаек казаки использовали и другие лодки, как речные так и морские лодки. На пример, казаки пришли к использованию, так называемого “полимарана”, то есть использование связанных воедино нескольких лодок. На таком “полимаране” можно было перевозить даже коней, не говоря уже о тяжелых и объемных грузах.
Для строительства “Чаек” использовали липу, вербу, ситник, которых в районе Днепра было достаточно. Основой для Чайки служил киль – длинной около 15 метров из липы или вербы (иногда из дуба). На нем строили корпус: ставили шпангоуты и наращивали борта, пока чайка не становилась длинной 60 стоп (20 метров), шириной 10 -12 стоп (около 4 метров) и 12 стоп (4 метров) высотой. Для этого использовались преимущественно сосновые доски длинной от 3,20 до 3,80 м., их очень плотно прибивали одна к другой.
Каждая Чайка имела по 10 – 15 весел с каждого борта. Кроме того спереди и сзади было по два руля. Это очень сокращало время разворота длинной и узкой чайки, чтобы двигаться в обратном направлении, достаточно было лишь начать грести в другую сторону.
Нечто-то подобное использовалось на казацких возах; когда необходимо было развернуть воз в обратную сторону, казаки не разворачивали воз, а впрягали коней или волов с другой стороны. Некоторые исследователи вообще, что для казаков Чайка – тот-же воз, только на воде. Крепко пригнанные доски лодки обвязывали липовым лыком и смолили его. Для крепости конструкции использовали поперечные жерди.
Для гребцов строили лавки (за каждым веслом было по два казака). С внешней стороны липовым лыком привязывали камышовые снопы, это помогало лодке не затонуть, даже в случае полного заполнения лодки водой. Кроме этого, они защищали экипаж от низко летящих пуль и выполняли роль буфера. Воду из лодки вычерпывали черпаками.
Палубы на Чайках не было. При сопутствующем ветре – казаки ставили мачту и поднимали парус, в непогоду как правило пользовались веслами. Съемная мачта позволяла быть долгое время незаметными.
В удлиненных бочках на дне Чайки хранился сухой провиант: сухари, сушенная рыба и мясо, отдельно сохранялась пресная вода. Вооружение на лодках – 5-6 пушек – фальконетов (малокалиберных артиллерийских пушек, большие в чайке не помещались) с полным боекомплектом. В основном эти пушки были захвачены на турецких галерах. Кроме того каждый казак имел при себе по 2 ружья или пистолета, 3 кг. пороху, саблю, смену одежды, бельё и шапку. Каждый экипаж имел компас, запасной парус, плотницкое снаряжение, канат, черпаки, фонарь и другие предметы необходимые для долгого пребывания в море.
Чайка напоминала неаполитанские фелюги того времени, были вдвое меньше венецианских галер (типовых военных кораблей того времени). Чайка имела большую боевую силу, и в своё время на Черном море она была совершенным и очень дешёвым средством борьбы. Незаменимой она была в боях возле берегов, в местах с многочисленными мелями на реках, что недоступно для больших кораблей. Говоря современным языком – это был совершенный десантный корабль.